«Формирование экологических представлений о водоемах,  как экосистеме у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности»

 

Актуальность: В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Поэтому первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

     Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста актуальна и современна. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники природу - этого самого естественного источника красоты.  Природа - не только великий учитель и  великий  воспитатель, неиссякаемый источник духовного обогащения. Экологическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, вырабатывается ответственность за сохранение природы, воспитывается чувство прекрасного, вырабатывается способность видеть природную красоту, дается  понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете, предотвращаются агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе,  детская активность направляется в положительное русло и расширяется кругозор.

В системе работы по экологическому воспитанию дошкольников не последнее место должно быть отведено ознакомлению детей с водоемами. Для жизни на Земле необходима вода. Она является составной частью окружающего нас воздуха и покрывает большую часть поверхности Земли. Водоемы нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Природные водоемы представляют собой биологически сбалансированную экологическую систему. Главная задача при ознакомлении детей с водоемами сформировать представления у дошкольников о значении воды т. к. вода – источник жизни, узнать о круговороте воды в природе, ее значении для всего живого, понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу, познакомиться с водными обитателями и растениям, получить знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы.

Данная проблема знакомства с водоемами и их обитателями очень интересна для детей, отвечает их познавательной потребности. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

  Использование проектной деятельности расширяет возможности предоставления информации, активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.

       В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием проектных технологий, эта проблема актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

 

Цель работы: создать условия для формирования экологических представлений о водоемах как экосистеме у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности.

Задачи:

1.     Изучить в методической литературе объем представлений старших дошкольников о водоемах.

2.     Создать в группе условия для ознакомления старших дошкольников с водоемами как экосистемой

3.     Изучить и  апробировать в работе с детьми метод проектов как педагогическую технологию, направленную на формирование экологических представлений дошкольников (на основе разработанного плана)

4.     Проанализировать результативность проведенной работы, опираясь на программно-методические материалы Николаевой С.Н., Воронкевич О.А., Масленниковой О.М., Филиппенко А.А.

 

Методологической основой моей работы послужили разработки таких авторов, как  Николаева С.Н. «Программа Юный эколог», Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры», Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию.  Детские экологические проекты», Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».

 

Практическая значимость моей работы заключается в следующем:

1. Разработать план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с водоемами, их разнообразием,   особенностями,  животным и растительным  миром.

2. Подобрать консультационный материал для родителей: «Значение водоемов для жизни человека», «Прогулка с  детьми на водоем» «Грязная  вода для человечества беда» и др.

3. Подобрать и систематизировать методический и практический материал по проблеме формирования экологических представлений о водоёмах как экосистеме.

4. Разработать проекты: «Озеро – это маленькая жизнь», «Река в жизни человека», «Зачем нужны пруды», «Море бывает в беде», «Тайна мировых океанов».

Также мною намечены следующие предполагаемые результаты, которые я должна достигнуть с детьми:

—Сформировать элементарные представления у детей о водоемах, их разнообразии, особенностях, растительном и животном мире.

—Сформировать представления о последствиях загрязнения водоемов для растительного и животного мира и всей природы в целом.

—Овладеть общими понятиями: «водоём», «океан», «море», «пруд», «озеро», «река».

—Совершенствовать  уровень знаний, экологической компетентности родителей по теме «Водоемы».

—Проявлять интерес к  водоемам, их разнообразию, особенностям,  эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы водоемов.

 

 

Новизна опыта

     Данная проблема недостаточно освещена в методической литературе. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов по теме «Водоемы», создающих условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

План работы по самообразованию

на 2015 – 2016 уч.г.

Месяц

Методическая работа

Создание условий

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение и анализ научно-методической литературы и интернет ресурсов по данной теме:

 

А.И. Иванова «Живая экология»

С.Н. Николаевой «Программа Юный эколог», С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры»

В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»

О.А. Скоролупова «Вода»

Т.А. Шорыгина «Беседы о воде и природе»

О.М. Масленникова «Экологические проекты в детском саду»

О.А. Воронкевич

«Детские экологические проекты»

 

Создание предметно-пространственной развивающей среды

 

Приобретение пособий, дидактических игр «Где живет вода?», «Круговорот воды в природе» и др.;

Карты мира, Иркутской области, города Ангарска и прилегающих к ним территорий (с указанием водоемов)

Разработка анкеты по теме «Пресные водоемы»

Родительское собрание, привлечение родителей к помощи по созданию ППРС по теме «Водоемы»

Октябрь

Разработка перспективного плана

Подбор материала, изготовление пособий, дидактических игр, схем, карт по теме «Пресные водоемы»

Анализ результатов диагностики, вводное занятие по теме «Пресные водоемы»

Консультации для родителей «Как познакомить детей с водоемами»

Ноябрь

Разработка серии авторских конспектов, разработать план  работы с детьми над информационным проектом с детьми по теме водоемы.

Оформление центра по теме водоемы, составление презентаций

Информационный проект «Пресные водоемы»

Тестирование родителей по теме «Пресные водоемы» (выявление знаний у родителей по данной теме)

Декабрь

Разработка перспективного плана на

2 квартал

Разработать план работы с детьми над исследовательским проектом «Река – как экосистема»

Создание макета – «Река»

Исследовательский проект «Река – как экосистема»

Разработка буклета «Что нужно знать детям о пресных водоемах»

Помощь в подборе материала по теме река.

Январь

Разработать план работы с детьми над исследовательским проектом «Озеро – как экосистема»

Изготовить экологические игры, макет, модель пособия по теме « Озеро»

Исследовательский проект «Озеро – как экосистема»

Составление совместно с детьми рассказов о пресном водоеме «Озеро», «Озера нашего края» Помощь в подборе материала по теме озеро.

Февраль

Разработать план работы с детьми над исследовательским проектом «Пруд – как экосистема»

Изготовление пособий, дидактических игр, схем, карт, моделей, макетов по теме «Пруд»

Исследовательский проект «Пруд – как экосистема»

Подключить родителей к созданию макетов (пруд, озеро, река, водохранилище, болото)

Помощь в подборе материала по теме пруд.

Март

Разработка перспективного плана на

3 квартал Разработать план работы с детьми над исследовательским проектом «Болото – как экосистема»

Изготовление пособий, дидактических игр, схем, карт, моделей, макетов по теме «Болото»

Исследовательский проект «Болото – как экосистема»

Участие родителей в совместной деятельности: экскурсии к водоемам

Помощь в подборе материала по теме болото.

Апрель

Разработать план работы с детьми над исследовательским проектом «Водохранилище»

Изготовление пособий, дидактических игр, схем, карт, моделей, макетов по теме «Водохранилище»

Исследовательский проект «Водохранилище»

Пополнение экологического уголка совместно с родителями.

  Помощь в подборе материала по теме водохранилище.

Май

Итоговая диагностика

Информационные листы в виде таблицы с результатами

Провести диагностирование по теме «Пресные водоемы»

Консультация для родителей на тему: «Экологические проекты в детском саду»

 

 

План работы по самообразованию

на 2016 – 2017 уч.г.

 

Месяц

Методическая работа

Создание условий

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение и анализ научно-методической литературы и интернет ресурсов по данной теме:

 

А.И. Иванова «Живая экология»;

С.Н. Николаевой «Программа Юный эколог»;

 С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры»;

В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»;

О.А. Скоролупова «Вода»;

Т.А. Шорыгина «Беседы о мире морей и океанов»;

О.М. Масленникова «Экологические проекты в детском саду»;

О.А. Воронкевич

«Детские экологические проекты»; Альберт К. Дженсенс «Живой мир океанов»; детский кологический журнал «Свирель»;

Н. Осипов «Кто живет и что растет в воде и у воды»

 

Создание предметно-пространственной развивающей среды

 

Создание макетов «Подводный мир морей и океанов», «Животный и растительный мир морей и океанов»

Разработка опросника по теме «Соленые водоемы»

Родительское собрание, привлечение родителей к помощи по созданию ППРС по теме «Жизнь морей и океанов»

Октябрь

Разработка перспективного плана

Подбор материала, изготовление пособий, дидактических игр, схем, карт по теме «Мир морей и океанов»

Анализ результатов диагностики, вводное занятие по теме «Мир морей и океанов» (соленые водоемы)

Консультации для родителей «Как в игровой форме познакомить детей с миром морей и океанов»

Ноябрь

Разработка серии авторских конспектов, разработать план  работы с детьми над информационным проектом с детьми по теме «Мир морей и океанов»

Оформление уголка по теме «Мир морей и океанов»

Посещение выставки «Подводный мир морей и океанов» в Ангарском музее минералов

Опрос родителей по теме «Мир морей и океанов» (выявление знаний у родителей по данной теме)

Декабрь

Разработка перспективного плана на

2 квартал

Разработать план работы с детьми над исследовательским проектом «Море и океан – как экосистемы»

Создание макета – «Морское дно»

Исследовательский проект «Море и океан – как экосистемы»

Разработка информационного листка для родителей «Это интересно и познавательно» - полезные и интересные знания  о морях и океанах.

Помощь в подборе материала по теме «Жизнь морей и океанов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс с педагогами

на тему:

«Использование карт – схем и наглядных моделей

 при ознакомлении детей с водоёмами»

 

 

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Хочу представить вашему вниманию мой мастер - класс на тему

 

«Использование карт – схем и наглядных моделей

 при ознакомлении детей с водоёмами»

 

Продолжительность мастер-класса 7 – 10 минут.

Цель мастер-класса: раскрыть значение использования карт - схем и наглядных моделей в работе с старшими дошкольниками по ознакомлению их с водоемами.

Задачи:

üПознакомить педагогов с составлением карт – схем и наглядных моделей с дальнейшим их использованием на занятиях по экологическому воспитанию и в самостоятельной деятельности.

üРазвивать умение делиться интересными находками с другими людьми.

 

В ходе мастер класса я покажу, как мы составили совместно с детьми схемы по теме «Водоемы», «Река – как экосистема».

Практическая значимость: данный мастер-класс будет полезен и интересен всем педагогам, а также педагогам, работающим по темам «Ознакомление дошкольников с водоемами»,  «Экологическому воспитанию», «Развитию логического мышления детей дошкольников». 

Актуальность темы:

     Вода – вещество, которое не перестает удивлять. Она может подарить жизнь и забрать ее. С давних времен воде поклонялись, ее благотворили и приносили ей жертвы. И сегодня на протяжении многих веков ее пытаются изучить. Мелкими шажками ученые то приближаются к разгадке одной из величайших тайн: «Как такое простое вещество смогло стать основой мироздания?», то отдаляются от нее. А вода все так же будоражит пытливые умы. Гении искали в воде источник вдохновения и сюжеты для своих произведений.

     Как говорил Антуан де Сент - Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца».

      Не возможно себе представить жизнь человека без воды. Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный, каменный шар.

     В системе работы по экологическому воспитанию дошкольников не последнее место должно быть отведено ознакомлению детей с водоемами. Для жизни на Земле необходима вода. Она является составной частью окружающего нас и покрывает большую часть поверхности Земли. Водоемы нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Моря и океаны самые большие хранилища на Земле, все они составляют один огромный водоем.  Вода морей и океанов соленая на вкус, что делает ее не пригодной для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве. Воды суши — это реки, озера, болота, ледники, подземные воды и др. Большая их часть -  пресные, что делает их значимой в жизни всего живого на Земле.

     Водоемы представляют собой биологически сбалансированную экологическую систему. В реках, озерах, морях и океанах водится много разной рыбы, по их берегам растут разные растения, а возле водоемов водятся разные животные, насекомые и др.

 

      Главная задача при ознакомлении детей с водоемами сформировать представления у дошкольников о значении воды т. к. вода – источник жизни, узнать о круговороте воды в природе, ее значении для всего живого, понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу, познакомиться с водными обитателями и растениями, получить знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы.

     Тема знакомства с водоемами и их обитателями очень интересна для детей, отвечает их познавательной потребности.

     Для меня это тема новая и в процессе работы над ней я остро ощутила нехватку наглядных материалов, схем и т.п., позволяющих организовать работу в данном направлении.

      Хорошим подспорьем в этом стало использование и составление совместно с детьми карт - схем, наглядных моделей, которые открывают массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников, сохранения информации и воспроизведении её.

     Научные исследования и практика Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева, Д. Б. Эльконинна, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьякова подтверждают, что именно использование на занятии наглядных моделей, графических схем, являются той формой, которые доступны детям дошкольного возраста.

     Актуальность использования графических схем и наглядных моделей в работе с дошкольниками состоит в том, что:
Во-первых: ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей
характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядных моделей и схем вызовет интерес и поможет решить эту проблему.
Во-вторых: использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения материала. Ведь недаром говорится: «Когда учишь – записывай, рисуй и составляй схемы, диаграммы».
В-третьих: применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, последовательно воспроизводить их.

    На начальном этапе, в составлении схем и наглядных моделей, я использовала за основу сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой и модели Т.А. Ткаченко. Изучив принципы работы со схемой, наглядными моделями, я немного видоизменила их, сделала их более универсальными. Наглядные схемы могут и выступать в качестве плана. С одной стороны, ее можно составить совместно с детьми в ходе занятий, а с другой стороны вспомнить материал, пройденный на занятиях, использовать её для составления рассказов детей о водоемах. С их помощью дети будут знать, с чего они могут начать, чем продолжить и уточнить свои рассказы, а также как их завершить. Это достигается с использованием определенных символов, картинок, графических изображений, обозначающих:

üВодоемы и их происхождение

üЖивотный и растительный мир водоемов

üИспользование водных ресурсов

    

  Также можно изготовить схему используя круги Эйлера-Венна. Дается круг с условным обозначением, обозначающий основное понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать. 

 

     А сейчас приступим к практической части работы по составлению карты-схемы.

Технология составления карты – схемы:

1.     Горизонтально или вертикально расположить чистый лист плотной бумаги (формат А3 или А2). Используются карандаши, фломастеры, картинки.

2.     Обозначаем центральный образ с которого начинается работа.

3.     От центрального образа располагаем карточки, картинки, которые дополняют центральный образ, можно соединить все это стрелочками.

4.     Дополняем полученную карту – схему новыми картинками, карточками или рисунками детей.

      Есть ли среди вас желающие поучаствовать в составлении карты - схемы.

1 карта – схема Знакомство детей с водоемами.

a.     Приготовить листы (формат А3), клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

b.     Подготовить картинки по теме.

c.      Составление схемы. Выбрать центральный образ - слово или символ, ниже разместить условные обозначения, символизирующие происхождение водоемов. Для каждого условного обозначения подобрать соответствующие картинки. Ниже разместить условные обозначения, символизирующие качество воды.

d.     Внести недостающие элементы (дорисовать элементы или объекты, которых по вашему мнению не хватает в данной схеме).

 

2 карта – схема Водоем, как экосистема (на примере – река)

a.     Приготовить листы (формат А3), клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

b.     Подготовить картинки по теме.

c.      Составление схемы. Выбрать центральный образ – нарисовать или выбрать картинку с изображением реки.

d.     Поэтапное заполнение схемы. На центральный образ река поместить всех кто живет в воде (водные животные), какие растения растут возле реки, кто может жить рядом с рекой, какие насекомые живут возле водоема и использование ресурса реки человеком.  

e.      Внести недостающие элементы (дорисовать элементы или объекты, которых по вашему мнению не хватает в данной схеме).

3 карта – схема Знакомство детей с рекой с использованием наглядных моделей

a.     Приготовить листы (формат А3), клей, ножницы.

b.     Подготовить модели по теме.

c.      Составление схемы. На листе бумаги располагаются модели – река, животные, насекомые, растения, которые можно встретить около нее, располагаются в свободном порядке.

 

 

Вывод:

Таким образом, я показала вам, как можно изготовить карты – схемы с помощью карточек – картинок,  средств рисования и наглядных моделей. Эти пособия вы можете использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Мой мастер-класс подошел к концу, давайте подведем итоги. С помощью этих рыбок оцените работу мастер-класса.

Рефлексия:

Приготовить 2 листа с изображением пруда и реки, приготовить рыбки по количеству педагогов. Педагогам раздаются рыбки. Уважаемые коллеги, если материал был для вас интересен, познавателен и практичен, поместите рыбок в реку, которые символизируют то, что материал был вам полезен, если материал вам не понравился или вы считаете его бесполезным, ненужным, то поместите рыбок в пруд.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

Отчет  по самообразованию на тему

 «Формирование экологических представлений о водоемах,  как экосистеме у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности»

 

 

Подготовила:

Воспитатель старшей группы № 2

Тарасова Татьяна Михайловна

 

     Приоритетное направление моей педагогической деятельности - совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.

Актуальность: В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Поэтому первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

     Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста актуальна и современна. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники природу - этого самого естественного источника красоты.  Природа - не только великий учитель и  великий  воспитатель, неиссякаемый источник духовного обогащения. Экологическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, вырабатывается ответственность за сохранение природы, воспитывается чувство прекрасного, вырабатывается способность видеть природную красоту, дается  понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете, предотвращаются агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе,  детская активность направляется в положительное русло и расширяется кругозор.

     В системе работы по экологическому воспитанию дошкольников не последнее место должно быть отведено ознакомлению детей с водоемами. Для жизни на Земле необходима вода. Она является составной частью окружающего нас воздуха и покрывает большую часть поверхности Земли. Водоемы нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Природные водоемы представляют собой биологически сбалансированную экологическую систему. Главная задача при ознакомлении детей с водоемами сформировать представления у дошкольников о значении воды т. к. вода – источник жизни, узнать о круговороте воды в природе, ее значении для всего живого, понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу, познакомиться с водными обитателями и растениям, получить знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы.

     Данная проблема знакомства с водоемами и их обитателями очень интересна для детей, отвечает их познавательной потребности. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

     Использование проектной деятельности расширяет возможности предоставления информации, активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.

       В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием проектных технологий, эта проблема актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

       Проектно-исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Цель работы: создать условия для формирования экологических представлений о водоемах как экосистеме у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности.

Задачи:

1.      Изучить в методической литературе объем представлений старших дошкольников о водоемах.

2.      Создать в группе условия для ознакомления старших дошкольников с водоемами как экосистемой

3.      Изучить и  апробировать в работе с детьми метод проектов как педагогическую технологию, направленную на формирование экологических представлений дошкольников (на основе разработанного плана)

4.      Проанализировать результативность проведенной работы, опираясь на программно-методические материалы Николаевой С.Н., Воронкевич О.А., Масленниковой О.М., Филиппенко А.А.

 

Методологической основой моей работы послужили разработки таких авторов, как  Николаева С.Н. «Программа Юный эколог», Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры», Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию.  Детские экологические проекты», Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».

 

Также мною были намечены следующие предполагаемые результаты, которые я должна достигнуть с детьми:

—  Сформировать элементарные представления у детей о водоемах, их разнообразии, особенностях, растительном и животном мире.

—  Сформировать представления о последствиях загрязнения водоемов для растительного и животного мира и всей природы в целом.

—  Овладеть общими понятиями: «водоём», «океан», «море», «пруд», «озеро», «река».

—  Совершенствовать  уровень знаний, экологической компетентности родителей по теме «Водоемы».

—  Проявлять интерес к  водоемам, их разнообразию, особенностям,  эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы водоемов.

 

 

Новизна опыта

     Данная проблема недостаточно освещена в методической литературе. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов по теме «Водоемы», создающих условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный. Разработка проекта- 2015-2016 г.г.

2.  Практический. Основная деятельность по проекту- 2015-2017 г.г.

3. Заключительный. Аналитический - 2017 г.

 

1 этап - подготовительный (организационный)

Цель:

Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.

Была организована работа по 2-м направлениям:

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:

- определение значимости для ребёнка;

- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;

- педагогическое просвещение родителей.

2. Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей

Цель: выявить уровень познавательно - исследовательской   деятельности детей.

 

В течение года была  подобрана методическая литература по теме самообразования, наглядный и демонстрационный материал.

 

2 этап - практический

Цель: Создать условия для познавательной активности детей средствами проектно-исследовательской деятельности.

Расширить образовательное пространство в социуме, через совместную деятельность родителей, социальных партнёров по реализации групповых проектов.

     В течение года разрабатывались  занятия по ознакомлению с водоемами, организовывалась предметно - развивающая среда по познавательному развитию детей. Запланированы экологические проекты.

      Работа по самообразованию проводилась затруднительно в течение года, так как в методической литературе материал по водоемам очень скудный, а в интернет  ресурсах о водоемах с детьми начинают изучать в основном со второго по пятый класс.

       С детьми проводились беседы и занятия:

·         «Вода. Какая она?»

·         «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

·         «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей»

·         «Рыбы наших водоемов»

·         «Болото»

·         «Пруд»

·         «Река»

·         «Животные водоемов» и т.д.

 

     Также работа  предусматривала индивидуальную работу с детьми, чтение художественной литературы, утренние беседы с детьми, взаимодействие с родителями.

     У детей значительно повысился интерес к водоемам, они стали больше размышлять и делать выводы. Надеюсь, что целенаправленная, систематическая деятельность по теме самообразования позволит  мне в следующем учебном  году эффективно реализовать возможности воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 



Оставить комментарий

Комментарии: 5
  • #1

    Нталья (Пятница, 25 Март 2016 16:31)

    сайт педагога отличный!!! воспитатель - профессионал!! желаем развиваться, накапливать победы и аттестовываться!

  • #2

    Просто Я (Пятница, 22 Апрель 2016 03:28)

    Кто идёт с утра пораньше
    На работу поскорей?
    Конечно это воспитатель,
    Ждёт её толпа детей.
    Воспитатель – кто же это?
    Есть вопрос, и есть ответ:
    Врач, эколог, архитектор, …
    Просто добрый человек.
    Ребенок:
    Он умеет всё на свете,
    Всех он выслушать готов,
    И живёт он миром детским,
    В мире сказок, песен, слов…
    Воспитатель – что за слово?
    Сколько вложено в него!
    Мудрое призвание это
    Ведь не каждому дано.

  • #3

    ПОКЛОННИЦА ВАШЕГО ТАЛАНТА (Пятница, 22 Апрель 2016 03:37)

    ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА! ПОСМОТРЕВ ВАШ САЙТ ПРИШЛА К ВЫВОДУ, РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ТРУДОЕМКАЯ, СЛОЖНАЯ, НЕРВНАЯ. ВЕДЬ ЭТО НАДО ВСЕ УСПЕТЬ, ЗА ДЕТЬМИ ОДНИМ ГЛАЗОМ ПРИГЛЯДЫВАТЬ. МАЛО ТОГО, ЧТО ДЕТИ СЕЙЧАС ПО ПОВЕДЕНИЮ СИЛЬНО СВОБОДОЛЮБИВЫЕ, ТАК И МЫ РОДИТЕЛИ НЕ ОЧЕНЬ ТО С УВАЖЕНИЕМ (ДОЛЖНЫМ) ОТНОСИМСЯ К ВАМ. ВСЕ ЧЕГО ТО ТРЕБУЕМ. ПРИВЫКЛИ НАВЕРНОЕ, ЧТО РОДИВ ВРОДЕ БЫ СЕБЕ ДЕТЕЙ, НАДЕЕМСЯ НА КОГО - ТО, А САМИ И НАВЕРНОЕ ЗАБЫЛИ, ЧТО ДЕТИ ЭТО НАШЕ, ЧТО МЫ РОДИТЕЛИ ТУДА ВЛОЖИМ, ТО И ПОЛУЧИМ. ВАШ САЙТ ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ НАМ В ЭТОМ НЕЛЕГКОМ ДЕЛЕ. СТОЛЬКО РАЗНЫХ РУБРИК И ВСЕ ПО СВОЕМУ ИНТЕРЕСНЫ, СОЗИДАТЕЛЬНЫ И ПОУЧИТЕЛЬНЫ. ЕЩЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОБОЛЬШЕ ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ И МАТЕРИАЛА ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (КОНФЛИКТЫ, ОТКАЗ ОТ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И.Т.Д), КАК РАЗВИТЬ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. УДАЧИ ВО ВСЕМ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
    P.S. РУБРИКА РЕЦЕПТЫ СУПЕР, ДОБАВЬТЕ ТУДА ЕЩЕ ДЕТСКОЕ МЕНЮ И КАК ГОТОВИТЬ С ДЕТЬМИ И ЧТО ДОМА И БУДЕТ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.

  • #4

    nesvitiband1980@gmail.com (Среда, 20 Июль 2016 03:19)

    Просто милашки!!

  • #5

    Ольга (Понедельник, 05 Декабрь 2016 11:55)

    Уважаемая Татьяна Михайловна! В наше непростое время удивительно встретить такого педагога, как вы: все свои знания об окружающем мире, всю свою доброту, житейскую мудрость и талант, вы щедро дарите нашим детям, день за днем духовно и нравственно обогащая их. Хочется пожелать вам здоровья, успехов в жизни и чтобы ваша энергия била ключом, чтобы у вас всегда было много сил и желания продолжать воспитывать новые поколения ребятишек. Большое вам спасибо за все!!!

 

Иркутская область, город Ангарск 91 квартал 12 дом   МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 71

email: tanja.tarasowa@yandex.ru